ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Биологическое значение молекулы CD38 выходит за рамки метаболических, ферментативных и пролиферативных функций. Обладая одновременно функциями экзофермента и рецептора, СD38 активно задействован в механизмах адгезии, миграции, межклеточного сигналлинга, формировании иммунных синапсов и модуляции деятельности широкого спектра иммунных и неиммунных клеток. Однако детекция CD38 в тучных клетках (ТК) на срезах органов, фиксированных в формалине и заключенных в парафин, ранее не проводилась.
Цель исследования – иммуногистохимическая оценка цитологических и гистотопографических характеристик распределения CD38 в ТК кожи, молочной железы, небных миндалин и костного мозга.
Материал и методы. В соответствии с дизайном эксперимента исследован биоматериал органов от пациентов с нейротрофическими язвами кожи, тонзиллитом, мастоцитозом, раком молочной железы и аденокарциномой поджелудочной железы. CD38 выявляли иммуногистохимически, для исследования цитотопографических закономерностей распределения фермента в ТК и выявления особенностей их гистотопографии использовалась мультиплексная технология окрашивания.
Результаты. Впервые показана возможность иммуногистохимической детекции CD38 в ТК на гистологических срезах различных органов. Экспрессия CD38 выявлялась в меньшей части популяции ТК и характеризовалось широкой вариабельностью от слабого до выраженного уровня. Содержание CD38 в ТК обладало органоспецифическими особенностями, а также зависело от развития патологических про цессов в специфическом тканевом микроокружении.
Заключение. Технологии мультиплексной иммуногистохимии позволяют выявлять экспрессию СD38 в тучных клетках и исследовать взаимодействие тучных клеток с другими CD38+-мишенями в тканях, открывая новые представления о механизмах реализации эффектов преформированных компонентов секретома в норме и патологии.
В настоящее время всевозрастающий интерес к строению сосудистого русла толстой кишки обусловлен стремительным развитием абдоминальной и колоректальной хирургии.
Цель исследования – изучить вариантную анатомию сигмовидных ветвей нижней брыжеечной артерии у мужчин и женщин.
Материал и методы. Исследование проведено на основе анализа результатов многосрезовой спиральной компьютерной томографии, всего изучено 2300 компьютерных томограмм взрослых людей в возрасте от 25 до 75 лет (913 мужчин и 1387 женщин). Варианты архитектоники нижней брыжеечной артерии выделяли по наличию и характеру отхождения ее сигмовидных ветвей для чего использовались стандартные аксиальные изображения и серии постпроцессинговых изображений.
Результаты. Определены следующие типы ветвления нижней брыжеечной артерии: последовательный, стволовой и смешанный. При последовательном типе левая ободочная и все сигмовидные артерии отходят от нижней брыжеечной артерии самостоятельно; при стволовом две или несколько ветвей отходят от нижней брыжеечной артерии общим сосудом; при смешанном типе от нижней брыжеечной артерии последовательно отходят две левые ободочные артерии – восходящая, которая начинается отдельным устьем от проксимальных отделов нижней брыжеечной артерии, и нисходящая – формирующая различные варианты ободочно-сигмовидных стволов. Доказано, что у обоих полов преобладающим типом ветвления нижней брыжеечной артерии является стволовой: у мужчин он отмечен в 62% случаев, у женщин – в 63%, смешанный тип ветвления НБА – наиболее редкий, отмечен всего лишь в 2,4% случаев.
Заключение. Полученные сведения имеют прикладное значение в абдоминальной, сосудистой, рентгеноэндоваскулярной хирургии, трансплантологии, колопроктологии, лучевой диагностике.
Цель исследования – изучить распределение гистамина в макрофагах и тучных клетках структур легкого в аутопсийном материале при некоторых формах вторичного туберкулеза.
Материал и методы. Исследовано 165 случаев вторичного туберкулеза легких. Изучено 500 гистологических препаратов пациентов мужского пола в возрасте от 30 до 55 лет, разделенных на 5 групп, соответственно формам вторичного туберкулеза. Для определения содержания гистамина в структурах легких применялся люминесцентно-гистохимический метод Кросса с дальнейшей перекраской препаратов гематоксилином эозином.
Результаты. При исследовании аутопсийного материала легких «условно здоровых» людей были выявлены гистаминсодержащие специфические альвеолярные и интерстициальные макрофаги, а также тучные клетки. Наибольшее содержание гистамина в структурах легких этой группы было зарегистрировано в интерстициальных макрофагах. При остром очаговом туберкулезе отмечается увеличение содержания гистамина во внутриальвеолярных и интерстициальных макрофагах, с одновременным снижением этого биоамина в тучных клетках. При фиброзно-очаговом туберкулезе содержание гистамина превышает показатели контроля во всех исследуемых клеточных структурах легких, с наибольшим содержанием в тучных клетках. При инфильтративном туберкулезе наряду с максимальным свечением гистамина, отмечается появление инфильтративной люминесцирующей дорожки из лимфоцитов. При остром кавернозном и фиброзно-кавернозном туберкулезе наблюдалась тотальная дегрануляция тучных клеток. Содержание изучаемого биоамина значительно снижалось в интерстициальных макрофагах по сравнению с контролем.
Заключение. При изучении малых форм вторичного туберкулеза отмечается повышение концентрации гистамина во внутриальвеолярных и интерстициальных макрофагах. Максимальное накопление его во всех клеточных структурах отмечается при инфильтративной форме туберкулеза. При деструктивных формах туберкулеза гистамин выявляется только в макрофагах, которые становятся регулирующим звеном специфического воспаления. Литературные данные и полученные результаты позволяют говорить о влиянии микобактерии туберкулеза, как корпускулярного антигена, вызывающего разрушение структур, вырабатывающих и метаболизирующих нейроамины в легких.
Цель исследования – представление различий и закономерностей в макромикроскопическом строении сухожилий мышц конечностей, выявленных путем сравнительного анализа и обобщения выполненных исследований.
Материал и методы. Исследованы поперечные гистотопограммы 519 сухожилий 17 различных мышц верхних и нижних конечностей, полученных от 93 трупов людей и от ампутированных конечностей 10 оперированных пациентов. Поперечные срезы сухожилий толщиной до 20 мкм окрашивали пикрофуксином по Ван-Гизону и гематоксилином–эозином. Изучение и фотографирование гистотопограмм проводили с использованием стереоскопического микроскопа МБС-10.
Результаты. Получены обобщенные данные о макромикроскопическом строении сухожилий конечностей. Установлены общие закономерности внутреннего макромикроскопического строения сухожилий. Показано их прикладное значение для совершенствования восстановительной микрохирургии сухожилий. Выявлены индивидуальные различия и различия между сухожилиями разных мышц на уровне строения сухожильных пучков: количество, размеры, архитектоника сухожильных пучков 1-го порядка. Сухожильные пучки 1-го порядка являются главной структурной единицей макромикроскопического строения сухожилий мышц конечностей. В зависимости от размеров площади поперечного сечения они могут быть разделены на мелкие (0,004–0,009 мм2), средние (0,01–0,04 мм2), крупные (0,05–0,09 мм2) и очень крупные (0,1–0,5 мм2). Обнаружены различия в количестве, соотношении и архитектонике сухожильных пучков на разных уровнях одного сухожилия, что позволяет предполагать существование деления и слияния сухожильных пучков 1-го порядка на протяжении сухожилия.
Заключение. Макромикроскопическое строение сухожилий мышц верхней и нижней конечности наряду с особенностями и различиями строения сухожилий разных мышц обнаруживает общие закономерности пучкового строения, имеющие теоретическое и прикладное значение.
Целью – изучить количественные морфометрические характеристика лимфоидных фолликулов стенок мочевыводящих путей с использованием метода макро-микроскопии.
Материал и методы. Методом макро-микроскопии с использованием бинокулярного стеремикроскопа МБС-9 после элективной окраски гематоксилином Гарриса исследованы топография, количество и размеры лимфоидных узелков в стенках мочеточников, мочевого пузыря и уретры, полученных от трупов 142 человек разного возраста. Материал забирали от лиц, чья смерть наступала от травм и асфиксии, а на аутопсии признаки отсутствовали признаки патологии мочевыделительных органов. Для статистической обработки данных использовали методы параметрической статистики на основе программы Statistica 6.0. Статистическая обработка данных включала вычисление среднеарифметических показателей, их ошибок, проводили анализ амплитуды вариационного ряда каждого показателя.
Результаты. Лимфоидные узелки являются постоянными структурами стенок мочеточников, мочевого пузыря и уретры. Количество лимфоидных структур максимально в 1-м периоде детского возраста. В последующие возрастные периоде вне зависимости от органной принадлежности количество лимфоидных узелков c возрастом уменьшается, достигая минимума в старческом возрасте. В 1-м периоде детского возраста максимальных значений достигают и размерные показатели лимфоидных узелков, увеличиваясь в стенках правого мочеточника в 5,06 раза, левого мочеточника – в 5,22 раза, мочевого пузыря – в 4,60 раза, мужской уретры – в 4,60 раза, женской уретры – в 4,65 раза по сравнению с периодом новорожденности (р<0,05). В дальнейшем наблюдается уменьшение размеров, что наиболее выражено в старческом возрасте в стенках женской уретры. Регионарные (органные) различия заключаются в меньшем числе лимфоидных узелков и их размеров в стенках мочеточников и максимальной величине этих параметров в стенках уретры.
Цель исследования – изучить структурные изменения и дать морфометрическую характеристику нейронов сенсомоторной коры (СМК) головного мозга крыс после перевязки общих сонных артерий (ПОСА).
Материал и методы. Ишемию головного мозга моделировали на белых крысах линии Wistar путем необратимой двусторонней ПОСА (2-сосудистая модель неполной глобальной ишемии, без гипотонии). Для морфологического исследования использовали гистологические (окраска гематоксилином и эозином, тионином по методу Ниссля), иммуногистохимические (выявление NSE, GFAP) и морфометрические методы. Контрольную группу составляли интактные животные (n=6), материал забирали через 1, 3, 7, 14 и 30 сут после экспериментального моделирования ПОСА (n=30). Морфометрический анализ проводили на препаратах фронтальных срезов головного мозга при помощи программы ImageJ 1.53, проверку статистических гипотез проводили в программе Statistica 8.0.
Результаты. Установлено, что численная плотность нормохромных нейронов уменьшалась на всем протяжении исследуемого срока и достигала минимальных значений через 30 сут после ПОСА: снижение в слое III составило 75,9%, а в слое V – 72,6%. Наблюдалось уменьшение общей численной плотности нейронов. Через 1 и 3 сут в слоях III и V увеличивалось содержание гиперхромных нейронов с сохраненной формой перикарионов. Численная плотность гиперхромных нейронов с веретеновидной формой перикариона, деформацией ядра, а также нейронов с гомогенной цитоплазмой имела максимальные значения через 30 сут.
Заключение. После необратимой двусторонней ПОСА совместно с увеличением численной плотности гиперхромных сморщенных нейронов, а также нейронов с гомогенизацией цитоплазмы и ядра, отмечалось снижение содержания NSE в цитоплазме пирамидных нейронов, что может свидетельствовать о снижении экспрессии этого белка и уменьшении функциональной активности нейронов к концу исследуемого срока. Увеличение гиперхромных сморщенных нейронов и клеток-теней на фоне снижения численной плотности нормохромных и гиперхромных несморщенных нейронов может свидетельствовать о значительной тяжести протекающих после перевязки сосудов процессов и необратимости деструктивных изменений в нервных клетках.
Целью настоящего исследования является изучение микроскопических и электронномикроских особенностей соматотропных эндокриноцитов у двух редких видов млекопитающих в постнатальном онтогенезе.
Материал и методы. Использован материал от речных бобров (Castor fiber L.) и каланов (морской бобр, Enhydra lutris), занесенных Красную книгу РФ. Сбор материала осуществлялся в Воронежском заповеднике и на лежбищах морских млекопитающих на Командорвских островах (о. Беринга, о. Медном). Для фиксации материала использовали жидкости Штиве, Буэна, Ценкера. Парафиновые срезы окрашивали гематоксилином и эозином, альдегидфуксином по Хэлми–Дыбану. Измеряли линейные размеры клеточных структур, вычисляли площадь сечения клеток и их ядер, рассчитывали ядерноцитоплазматический индекс. Определяли численную плотность соматотропных эндокриноцитов в поле зрения. Для электронной микроскопии образцы гипофиза фиксировали в 2,5% глютаровом альдегиде и в 1% осмиевом фиксаторе. Готовили срезы на ультрамикротомах БС-490 и ЛКБ-4800. Срезы контрастировали уранилацетатом и цитратом свинца и изучали в электронном микроскопе «Тесла БС-500».
Результаты. У речных бобров и каланов в возрасте 6 месяцев по сравнению с новорожденными животными увеличивается численность соматотропных клеток в центре гипофиза в 3,46 (p<0,05) и в 3,32 раза (p<0,05) соответственно и в боковых зонах – в 2,61 (p<0,05) и в 3,39 раза (p<0,05); площадь цитоплазмы клеток – в 1,96 раза (p<0,05) и в 1,85 раза (p<0,05); площадь ядер – в 1,48 раза (p<0,05) и в 1,30 раза (p<0,05). У речных бобров и каланов в возрасте одного года по сравнению с шестимесячными животными выявлено увеличение численности соматотропных клеток в центре гипофиза в 1,27 раза (p<0,05) и в 1,33 раза (p<0,05); и в боковых зонах в 1,08 раза (p<0,05) и в 1,02 раза (p>0,05); и площади цитоплазмы клеток соответственно – в 1,29 раза (p<0,05) и. в 1,25 раза (p<0,05). Максимальные показатели секреторной активности соматотропных клеток обнаружены у речных бобров и каланов в возрасте 1 года.
ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
Клетки-предшественники олигодендроцитов, oligodendrocyte progenitor cells (OPCs) были впервые описаны более двух десятилетий назад. Новые методы маркировки выявили, что они являются самостоятельными клетками с высоким потенциалом репарации нервной ткани, и их классифицировали как четвертый тип глиальных клеток в дополнение к астроцитам, олигодендроцитам и микроглиальным клеткам. Другой термин, используемый для обозначения таких клеток – полидендроциты, что связано как с их морфологией, так и с развивающимися знаниями об их разнообразных функциях. OPCs играют важную роль в развитии и миелиногенезе у взрослых, давая начало олигодендроцитам, которые покрывают аксоны, обеспечивая изоляцию сигнала миелиновой оболочкой, что позволяет ускорить распространение потенциала действия и обеспечить высокую точность передачи без необходимости увеличения диаметра аксона. Потеря или отсутствие OPCs и, как следствие, отсутствие дифференцированных олигодендроцитов ассоциируется с потерей миелинизации и последующим нарушением неврологических функций. Демиелинизация характерна для множества заболеваний, таких как рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера, шизофрения, а также детский церебральный паралич и когнитивные нарушения детского возраста. Кроме того, OPCs экспрессируют рецепторы для различных нейротрансмиттеров и подвергаются деполяризации мембраны, получая синаптические сигналы от нейронов. Исследованию функционала и возможностей использования полидендроцитов в качестве клеток-мишеней для лечения и профилактики заболеваний нервной ткани посвящено множество работ. В настоящее время в нашей стране нет работ, посвященных исследованию морфологии, функции и возможностей OPCs. В этом обзоре мы рассмотрели историю открытия полидендроцитов, их локализацию и миграционные потенции, а также возможности ремиелинизации посредством OPCs при гипоксическом повреждении в эмбриональном и постнатальном периоде.
Вопросы изучения механизмов старения кожи продолжают оставаться актуальными, в связи с интенсивным развитием косметологии и различных методов восстановления физиологических параметров после деструктивных нарушений целостности кожи. Старение кожи из-за внутренних и внешних факторов может значительно изменить структуру и функции эпидермиса и дермы, и может быть связано с большим количеством осложнений при различных дерматологических состояниях, с тем, что стареющие дермальные фибробласты модифицируют тканевое микроокружение посредством изменения их клеточных факторов и внеклеточного матрикса. В работе приведены данные о нормальном строении кожного покрова, особенностях его васкуляризации, проведен обзор литературы о влиянии различных факторов внешней и внутренней среды на строение кожи с учетом возрастных особенностей, обобщены структурные изменения кожи в возрастном аспекте, основные молекулярные механизмы, объясняющие эти изменения. Многочисленные исследования подтверждают, что старение кожи вызвано комплексным воздействием различных факторов, которые связаны как с изменением физиологических механизмов регуляции процессов внутриклеточного и внеклеточного матрикса, так и с воздействием условий внешней среды.
ИСТОРИЯ МОРФОЛОГИИ
Целью статьи является характеристика предмета и объекта научных исследований сотрудников кафедры гистологии и эмбриологии Курского государственного медицинского института во второй половине ХХ века и их вклад в развитие представлений о микроскопическом строении нервной системы.
Материал и методы. Основными методами исследования являлись источниковедческий и историкогенетический анализ. В качестве источников личной и научной биографии использовали личные дела сотрудников кафедры гистологии и эмбриологии, хранящиеся в Государственном архиве Курской области, а также собрания их диссертационных исследований и опубликованных научных работ из библиотеки Курского государственного медицинского университета.
Результаты. В статье показан вклад, представителя научной школы А.С. Догеля, д.б.н., профессора З.Н. Горбацевич, в становление нейроморфологической школы кафедры гистологии и эмбриологии Курского государственного медицинского института. Представлены результаты совместной работы сотрудников кафедры гистологии и эмбриологии с ведущими учеными-нейроморфологами нашей страны – профессором В.М. Угрюмовым, профессором В.П. Курковским, профессором Т.А. Григорьевой и профессором Г.А. Кобловым. Показаны результаты изучения реакций иммунной и нервной систем на имплантацию инородных тел в головной мозг; исследования возможности регенерации нервной ткани после ишемий, кровопотерь и механических повреждений; становление нейроэндокринных исследований и исследований функций гипоталамуса с помощью метода вживленных электродов.
Статья посвящена вопросам жизни и творчества нобелевского лауреата, патолога Джорджа Хойта Уиппла, одного из крупных исследователей анемий, пигментного обмена, поражений печени и поджелудочной железы, туберкулеза, паразитарных болезней, автора множества трудов в биологии и медицине. Кратко изложена биография ученого, отмечен его весомый вклад в развитие разных отраслей науки, показана роль его исследований, связанных с применением печени в лечении пернициозной анемии. Рассмотрены современные аспекты этио-патогенеза болезни Уиппла.